Мост между прошлым и будущим

Есть что-­то таинственное и мистическое в старинных арочных мостах, сохранившихся на территории нашего района возле хутора Веселого и станицы Николаевской. И не мудрено. Несмотря на свое недолгое существование, ­ менее десяти лет ­ участок железной дороги Ставрополь­Армавир стал местом, где сначала в условиях жесткой экономической конкуренции, а потом и в беспощадных огненных сражениях, писалась новая летопись нашей страны. И если мы сегодня вспоминаем события столетней давности ­ Октябрьскую революцию и начавшуюся затем Гражданскую войну, то стоит вспомнить и о роли, сыгранной во всех этих событиях нашей «Туапсинкой».

Есть что­то таинственное и мистическое в старинных арочных мостах, сохранившихся на территории нашего района возле хутора Веселого и станицы Николаевской. И не мудрено. Несмотря на свое недолгое существование, ­ менее десяти лет ­ участок железной дороги Ставрополь­Армавир стал местом, где сначала в условиях жесткой экономической конкуренции, а потом и в беспощадных огненных сражениях, писалась новая летопись нашей страны. И если мы сегодня вспоминаем события столетней давности ­ Октябрьскую революцию и начавшуюся затем Гражданскую войну, то стоит вспомнить и о роли, сыгранной во всех этих событиях нашей «Туапсинкой».

­ Сюда, к мосту, мы бегали мальчишками, ­ говорит атаман Веселовского хуторского общества А.Г.Юрченко, который уже несколько лет скрупулезно собирает все, что связано с историей малой родины и казачества. Алексей Григорьевич и стал инициатором появления этого материала, в основу которого положен его интереснейший рассказ.

Появлению дороги предшествовали многие драматические события, которые сопровождали затем и весь процесс ее строительства, и годы ее недолгого существования.

По свидетельствам историков, еще за 2 тысячелетия до нашей эры путь из низовий Волги, Северного Каспия и Прикалаусских высот ­ самой протяженной гряды Ставропольской возвышенности ­ к берегам Черного моря был одним из направлений великого переселения народов. В разное время им проходили скифы, сарматы, а позже в этих местах селились уже и тюрки­кочевники.

Их маршрут пролегал по территории современной Кубани к Большому Кавказскому хребту, который еще называют Водораздельным. А в конце XVIII века казаки, выставившие здесь свои дозоры для защиты границ империи от набегов горцев, дали хребту имя Недреманный. Пришедшие сюда вместе с хоперскими казаками суворовские драгуны, основали здесь в 1777 году Ставропольскую крепость, появление которой диктовала военная необходимость.

Неприступность крепости в окружении суровой девственной природы стала роковым обстоятельством для истории города Ставрополя в конце XIX века, так как создавала множество проблем для прокладки путей сообщения и железных дорог в этих местах.

В то время, как именно развитие транспорта должно было способствовать дальнейшему развитию окраин Российской империи в конце XIX и начале XX веков, когда в стране происходил бурный экономический подъем. Но построенная в конце XVIII века первая железнодорожная ветка перевального пути в Закавказье, соединившая Ростов­на­Дону с Владикавказом, начальным пунктом Военно­Грузинской дороги, оставила Ставрополь в стороне. Причина была чисто экономической. Дорога прошла по более равнинным и плодородным землям в долине Кубани, что было значительно дешевле, чем прокладка дорогостоящего железнодорожного пути по холмистой и геологически сложной Ставропольской возвышенности.

Стоит отметить, что хоть в те годы и требовались невиданные капиталовложения для строительства железных дорог, но их эксплуатация приносила громадные прибыли. Потому и создавались государством акционерные общества, которые добирали недостающий капитал акциями. И к концу 90­х годов XIX века монополистом на Кавказе стало АО Владикавказской железной дороги.

Однако, по стечению обстоятельств, весьма перспективный, но дорогостоящий проект по строительству горно­побережного Армавир­Туапсинского железнодорожного пути от акционеров Владикавказской дороги «уплыл» к вновь образованному АО. Таким образом, еще до своего возникновения общество получило серьезного конкурента и главного врага.

Поэтому вся история и деятельность акционерного общества «Туапсинки», начиная с 1907 года и вплоть до революции 1917­го, прошла под знаком острой, непрекращающейся и, не всегда честной с обеих сторон, конкурентной борьбы с Владикавказской дорогой. Ее методы мало отличались от тех, которые в ходу у современных российских олигархов.

Первоначально уставной капитал общества был сформирован, в основном, российскими и иностранными банками. Позже были выпущены акции, которые сосредоточились большей частью в руках купцов, казачества и крестьянства Ставропольской и Кубанской губерний. Благодаря этому «Туапсинка» получила славу «народной железной дороги».

Главный участок ­ Армавир­Туапсе (236 км) ­ был введен в эксплуатацию в 1915 году. Затем от него построили ветки Белореченская­Майкоп (24 км, 1910 год) и Курганная­Лабинская (32 км, 1917 год). Железная дорога, соединившая богатейшие районы Северного Кавказа с Владикавказской железнодорожной магистралью и портом Туапсе, имела общегосударственное значение и способствовала освоению Кавказского побережья Черного моря и Майкопских нефтяных промыслов.

В марте 1911 года решили вопрос и о строительстве восточного участка Армавир­Ставрополь­Пет­ровское (Светлоград), с разветвлениями на Винодельное (Ипатово) и Благодарное. В строительстве дороги были крайне заинтересованы местное купечество и крестьянство, так как с ее появлением они получали возможность решить проблему экспорта хлеба и других продовольственных грузов из Ставрополья и, в то же время, обеспечить его степные территории закубанским лесом.

На уже действовавшем участке Армавир­Туапсе грузооборот постоянно возрастал, а общий валовой доход с 1910 по 1914 годы составил 9 миллионов рублей: цифра почти фантастическая для тех лет.

Дорога, которую жители Ставрополья стали именовать «Туапсинкой», строилась в сложнейших геологических условиях и прошла от Ставропольской возвышенности на запад, к берегам Кубани, и на восток, к Калаусу. По маршруту дороги было построено свыше 40 мостов и виадуков через речки и глубокие овраги, часть из которых сохранилась до настоящего времени.

Движение по железной дороге должно было начаться в конце 1917 года. Однако, темпы строительства значительно сократились с началом Первой мировой войны и открытием в ноябре все того же 1914 г. Кавказского фронта после выступления Османской империи на стороне противников России в союзе с немцами.

Рабочие­турки и турецкоподданные греки, трудившиеся на самых ответственных скальных и тоннельных работах, вернулись в Турцию. К марту 1915 года отток рабочей силы составил почти 70 процентов. А перебои с доставкой необходимых машин и оборудования, взрывчатых материалов начались с первых же дней вой­ны. Но даже в таких сложнейших условиях «дорога шла вперед». На ее строительстве применялись самые революционные для того времени технологии и нововведения: железобетонные балочные перекрытия мостов и арочные путепроводы, бетонные и каменные стенки. На разработке скальных грунтов впервые в России работали 110­тонные американские экскаваторы.

Учитывая значимость магистрали, летом 1916 года дорога была признана правительством стратегически необходимой, а срок завершения ускоренного строительства был запланирован на апрель 1917 года. В качестве рабочей силы стали использовать военнопленных, которых перебрасывали с прокладки Мурманской, Московско­Казанской и Армавир­Туапсинской железных дорог. Привлекали даже китайцев, нанятых в Харбине.

И в 1916 году по новой железнодорожной ветке пошли первые составы со ставропольской пшеницей к Туапсе, чтобы далее следовать морем на западные рынки. По неподтвержденным пока данным, в апреле 1917 года состоялось и торжественное открытие моста в хуторе Веселом, через который прошел поезд, украшенный яркими транспарантами.

Казалось, что «Туапсинка», прокладка каждой версты которой обходилась в 80 тысяч рублей серебром, простоит века. Однако, роковую роль в ее судьбе сыграла Гражданская война, так как именно на этом участке развернулись самые кровопролитные сражения бронепоездов, а самые важные объекты и узловые станции не раз переходили из рук в руки.

Описания сражений до наших дней сохранились, благодаря отрывкам из воспоминаний юнкера А.А.Власова, опубликованным в 1969­1971 годах в журнале «Военная Быль» в Париже. Он воевал в Добровольческой армии, представлявшей белое движение. Известных же описаний тех же событий, но уже сделанных бойцами Красной Армии, история не сохранила.

Особый интерес вызывают упоминания о боевых действиях, разворачивавшихся на нынешней территории Успенского района. Приведем несколько выдержек из упомянутых выше публикаций:

«…Во второй половине августа 1918 года Добровольческая армия наступала на красную армию Сорокина, которая занимала район Армавира с его узловой станцией. Бронепоезда могли поддерживать наши части, действовавшие вдоль двух железнодорожных линий: Ставрополь­Армавир и Кавказская­Армавир. На линии от Ставрополя находились в это время легкий бронепоезд №2 и «Батарея дальнего боя». В конце августа в бою у станции Державная ( здесь и далее выделено автором ) , был убит механик «Батареи дальнего боя» и ранены командир «Батареи» полковник Скопин и два офицера».

Эти события далекой истории получили неожиданное продолжение в наши дни. По рассказам старожилов станицы Убеженской, в 90­х годах прошлого века на ее территории в районе горы Круглый камень были найдены останки захоронения белого офицера с отлично сохранившейся наградой ­ Знаком отличия 1­го Кубанского похода. Это одна из самых почитаемых наград Белого движения времен Гражданской войны и представляет собой терновый венец, изготовленный из серебра, пересеченный мечом рукоятью вниз.

Интересно, что в 2003­2004 году похожий знак «всплывал» на одном из интернет­аукционов, и выставлявшее его на продажу неизвестное лицо указывало, что он найден именно у Круглого камня в окрестностях станицы Убеженской.

Напомним, что Первый Кубанский (Ледяной) поход состоялся с 9 (22) февраля по 30 апреля (13 мая) 1918 года и стал первым военным маневром находившейся в стадии формирования белогвардейской Добровольческой армии. Она прошла с боя­ми от Ростова­на­Дону к Екатеринодару, чтобы соединиться с кубанскими отрядами белых. Но на тот момент они город уже оставили, и Добровольческой армии пришлось пробиваться снова на Дон в станицы Егорлыцкую и Мечетинскую ( прим. автора ).

В следующем отрывке воспоминаний А.А.Власова читаем:

«…После взятия Армавира 3­4 сентября (1918 года ­ прим. автора ) Добровольческой армией, «Морская батарея» приняла вместе с броне­поездом «Офицер» участие в налете на станцию «Коноково» 5 сентября. А уже 6 сентября бронепоезд впервые пришел на «Туапсинку», на станцию Андрее­Дмитриевскую участка Армавир­Туапсе для обороны Армавира от наступающей с запада Таманской Армии большевиков».

«…Бронепоезд «Офицер» продолжил бои на направлении Армавир­Невинномысская вместе с «Морским» бронепоездом. 8 сентяб­ря в бою у села Успенское был тяжело ранен капитан Харьковцев…»

«…Советское наступление привело к упорным боям за Армавир с 11 по 13 сентября. Красные матросы наступали тремя густыми цепями на окопы, занятие ротой Самурского полка близ станции Армавир Туапсинской железной дороги… Когда красные перерезали железнодорожный путь в сторону станции Кавказская, то «Морскому» бронепоезду пришлось постепенно отходить с боем к станции Армавир­Товарный, а затем и к станции Армавир­Пассажирский. После оставления Армавира нашими войсками, «Морской» бронепоезд перешел за реку Кубань к станции Убеженская».

В первой половине октября 1918 года началось наступление Красной Армии на Ставрополь. Однако закрепить достигнутые преимущества ее бойцам сразу не удалось, и в течение всего 1919 года железная дорога целиком оставалась в руках белогвардейцев.

Активные сражения в районе «Туапсинки» возобновились с 7 февраля 1920 года, когда конные группы XI армии большевиков достигли села Петровского (Светлоград). 29 февраля полки Красной Армии вошли в Ставрополь, и следующие два месяца соединения красноармейцев успешно теснили Добровольческую армию ­ до Туапсе.

Сведения, когда отгремел последний бой бронепоездов на участке Армавир­Ставрополь, разнятся. По предположениям историков, это может быть 1920 год, когда при отступлении белогвардейцами было взорвано железнодорожное полотно. Однако, точных данных не сохранилось.

Участок дороги, построенный с такими колоссальными усилиями, был полностью закрыт в 1922 году. Восстанавливать его не стали. В результате Гражданской войны некогда богатое хлебом Ставрополье из крупнейшего экспортера зерна превратилось в голодный край.

…От красивейшей и уникальной ветки «Туапсинки» до наших дней хорошо сохранились грузовая платформа и водонапорная башня ­ остатки комплекса сооружений на станции у станицы Николаевской, самой крупной на этом участке, а еще ажурные арки Николаевского и Веселовского мостов. Они и сегодня, став излюбленным местом для туристов, ревностно хранят свои тайны и напоминают всем нам, как легко разрушить то, что создавалось, казалось бы, на века, и служило бы людям, если бы они жили в мире и согласии, без братоубийственных войн.

Е.ВАСИЛЬЕВА.

Фото с интернет­сайта «Туапсинка».

 

 
По теме
Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе контрольно – надзорных мероприятий вскрыты факты, которые могли повлечь за собою нецелевое использование бюджетных средств.
20.09.2018
В Динском районе продолжается проведение противоэпизоотических мероприятий - Госветуправление Сотрудниками ГБУ "Ветуправление Динского района" организован и проведен ветеринарно-санитарный мониторинг личных подсобных хозяйств граждан, мест несанкционированных свалок ТБО и ярмарок,
20.09.2018
 
Охота леопарда Артека в Кавказском заповеднике попала в объектив фотоловушки - Кубанские Новости Фото: WWF России Получены первые снимки и результаты охоты самца переднеазиатского леопарда Артек, выпущенного три недели назад в дикую природу на территории Кавказского заповедника.
20.09.2018
 
Кто из нас не сталкивался с неприятной картиной в виде горы мусора посреди двора многоквартирного дома или на соседней улице?
20.09.2018
 
Продлён срок приема документов - Администрация МО Калининский р-н Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края до 27 сентября продлило приём документов от глав крестьянских (фермерских) хозяйств – претендентов на участие в конкурсном отборе на
20.09.2018
Бархатный сезон - PrivetSochi.Ru Сентябрь. Переменчивая пасмурная погода, редко выдаются солнечные дни, — какой тут бархатный сезон.
20.09.2018
 
Продлён срок приема документов - Администрация МО Калининский р-н Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края до 27 сентября продлило приём документов от глав крестьянских (фермерских) хозяйств – претендентов на участие в конкурсном отборе на
20.09.2018 Администрация МО Калининский р-н
Отравления грибами По данным Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю к началу августа 2018 года на Кубани зарегистрировано 10 случаев отравлений дикорастущими грибами с числом пострадавших 16 человек,
18.09.2018 Газета Трибуна
Фото: WWF России Получены первые снимки и результаты охоты самца переднеазиатского леопарда Артек, выпущенного три недели назад в дикую природу на территории Кавказского заповедника.
20.09.2018 Кубанские Новости
ДЕПУТАТ ЗСК СЕРГЕЙ ОРЛОВ ПРОВЕДЕТ ПРИЕМ ГРАЖДАН 20 сентября заместитель председателя комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам использования природных ресурсов, экологической безопасности,
19.09.2018 Газета Трибуна
Прокуратурой Кущевского района направлено в суд уголовное дело в отношении 42-летнего жителя станицы.
20.09.2018 Прокуратура
Место происшествия Фото: Кубанские новости Место происшествия Фото: Кубанские новости Место происшествия Фото: Кубанские новости Авария произошла ночью 19 сентября в Комсомольском микрорайоне.
20.09.2018 Кубанские Новости
Железный конь из Белореченска - News.Belora.Info В Белореченске мужчина собрал железного коня из подручных материалов. «Работа почти закончена, а я не совсем этому рад.
21.09.2018 News.Belora.Info
Евгений Дятлов Фото: Юрий Ходзицкий В эксклюзивном интервью известный российский актер рассказал о новой роли в кино, ради которой пришлось отрастить усы, о киносъемках с дочерью и о мистике в своей жизни.
19.09.2018 Кубанские Новости
Эта выставка будет обогащать духовный мир, повышать культурный уровень и воспитывать в молодом поколении любовь к прекрасному В Картинной галерее им.
20.09.2018 Армавирский Собеседник
Необычную экскурсию для своих читателей провели сотрудники библиотеки Юные читатели школы информационной культуры «Одуванчик» ЦДБ им.
20.09.2018 Армавирский Собеседник
Испания деклассировала Хорватию - Независимая спортивная газета Н а старте нового официального турнира для европейских сборных некоторые результаты матчей озадачили.
20.09.2018 Независимая спортивная газета
П лей-офф стартовал стремительно. В течение недели состоялись одноматчевые четвертьфинальные противостояния и началась полуфинальная стадия, которую клубы проводят как дома, так и на выезде.
20.09.2018 Независимая спортивная газета
Спортивные выходные Минувшие выходные выдались для динского района очень даже спортивными.
19.09.2018 Газета Трибуна
К омментарий относительно крупного выездного успеха «горожан» в матче 7-го тура РПЛ с «Анжи» (4:0) корреспондент «Независимой спортивной газеты» взял у бывшего нападающего ворошиловградской «Зари», ростовского СКА,
20.09.2018 Независимая спортивная газета
В Госдуме предлагают изменить порядок возмещения ущерба после ДТП - Югополис В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий возложение на страховщиков обязанностей по полной выплате ущерба и компенсации судебных расходов из-за ДТП даже при отсутствии полиса ОСАГО у виновника аварии.
21.09.2018 Югополис
Уплата имущественных налогов в 2018 году - Администрация Славянского района Уважаемые жители Славянского района! В этом году срок уплаты имущественных налогов физическими лицами приходится на 1 декабря.
21.09.2018 Администрация Славянского района
Первая сессия - Администрация Белореченского района Совет муниципального образования Белореченский район приступил к работе в новом составе В работе первой сессии приняли участие глава муниципального образования Дмитрий Федоренко, его заместители,
20.09.2018 Администрация Белореченского района
           На территории Белореченского городского поселения Белореченского района, согласно заключенного муниципального контракта будут проводится работы по замене инженерных сетей,
21.09.2018 Администрация г.п. Белореченск
По информации филиала  АО «НЭСК-ЭЛЕКТРОСЕТИ» «Ейскэлектросеть» в связи с заменой опоры № 8, заменой ввода к абонентам от ТП-7 рубильник "Морская" будет прекращена подача электроэнергии 21 сентября 2018 года с 09.00 до 15.
21.09.2018 Администрация г.Ейск
За период с 10 по 17 сентября 2018 года на территории Белореченского района зарегистрировано 37 дорожно-транспортных происшествий в результате которых 48 транспортных средств получили повреждения.
21.09.2018 News.Belora.Info